Комплексная безопасность образовательного учреждения – это совокупность мер и мероприятий образовательного учреждения, осуществляемых во взаимодействии с органами местного самоуправления, правоохранительными структурами, другими вспомогательными службами и общественными организациями, обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и обучающихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях
Система комплексной безопасности подразумевает состояние защищенности образовательного учреждения от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера, обеспечивающее его безопасное функционирование. Поэтому нет важнее задачи для образовательного учреждения, чем обеспечение безопасных условий проведения учебно-воспитательного процесса, которые предполагают гарантии сохранения жизни и здоровья обучающихся.
Обеспечение безопасности образовательного учреждения – первостепенная обязанность заместителя директора по обеспечению безопасности.
Заместитель директора по обеспечению безопасности отвечает:
u за организацию работы по обеспечению безопасности учебно-воспитательного процесса;
u за обеспечение контроля выполнения требований локальных нормативно-правовых актов по безопасности;
u за своевременное представление обучающимся и персоналу оперативной информации по безопасности и принятым в образовательном учреждении решениям и мерам;
u за методическую и инновационную работу по совершенствованию комплексной безопасности.
Формируется и достигается комплексная безопасность образовательного учреждения в процессе реализации следующих направлений:
1. Работа по антитеррористической защищенности и противодействию терроризму и экстремизму
Эта работа включает:
u проведение совещаний, инструктажей и планерок по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;
u непрерывный контроль выполнения мероприятий по обеспечению безопасности;
u организацию взаимодействия с правоохранительными органами и другими службами, с родительской общественностью.
u Основанием для выполнения мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности учреждения, противодействию терроризму и экстремизму является приказ директора.
Организация противодействия терроризму регламентируется основными законодательными актами и иными нормативными правовыми документами:
1. Закон Российской Федерации от 05 марта 1992 года № 2446-1 «О безопасности»;
2. Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;
3. Указ Президента РФ от 15 февраля 2006 года № 116 «О мерах по противодействию терроризму»;
4. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 1999 года № 1040 «О мерах по противодействию терроризму»;
5. другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента РФ, нормативные правовые акты Правительства РФ, приказы Управления образования.
Опираясь на эти документы, в учреждении разработан пакет документов по организации работы по антитеррористической защищенности образовательного учреждения:
u Паспорт безопасности (антитеррористической защищенности) образовательного учреждения;
u Паспорт комплексной безопасности образовательного учреждения;
u План обеспечения комплексной безопасности на учебный год;
u Инструкции, памятки.
2. Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
Возрастание масштабов техногенной деятельности современного общества, увеличение частоты проявления разрушительных сил природы крайне обострили проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций.
Так в нашем учреждении проводится плановая работа по вопросам ГО и ЧС, а также обучение учащихся и сотрудников образовательного учреждения по ГО и ЧС.
В учреждении запланировано создание «Уголка гражданской обороны», который:
u поможет людям разобраться в сигналах оповещения, порядке действий при возникновении ЧС как мирного, так и военного времени;
u даст информацию о тех ЧС, которые могут возникнуть на территории края, города (района), на своем или соседнем объекте;
u ознакомит со способами и порядком защиты работников образовательного учреждения при возникновении ЧС;
u напомнит об основных способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
u ознакомит со структурой ГО, должностными лицами учреждения, которые отвечают за ее мероприятия, организуют работу по ГО и ЧС.
3. Пожарная безопасность
Основная концепция и требования по пожарной безопасности определены и сформулированы в Федеральном законе РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральном законе РФ от 11.07.2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и Указом Президента РФ от 21 сентября 2002 года № 1011 «Вопросы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий».
Обеспечение пожарной безопасности включает:
u соблюдение нормативно-правовых актов, правил и требований пожарной безопасности, а также проведение противопожарных мероприятий;
u обеспечение образовательных учреждений первичными средствами пожаротушения в соответствии с нормами, установленными Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03);
u неукоснительное выполнение требований Госпожнадзора по устранению недостатков по пожарной безопасности;
u совершенствование системы оповещения о пожаре и эвакуации людей при пожаре;
u перезарядку огнетушителей (в сроки, согласно паспорта) или ремонт при падении давления в огнетушителе ниже допустимого уровня по показаниям манометра;
u поддержание в надлежащем состоянии путей эвакуации и запасных выходов;
u содержание подвальных и подсобных помещений в противопожарном состоянии.
Пожарная безопасность не может быть формальной: первостепенное условие – практическая реализация противопожарных мероприятий, предписанных Законом РФ о пожарной безопасности и Правилами пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03) и разработанными в образовательном учреждении локальными нормативными актами и методическими документами по пожарной безопасности.
Наиболее важными локальными нормативно-правовыми документами являются:
u Приказ о противопожарных мероприятиях и назначении ответственных за пожарную безопасность.
u Инструкция по пожарной безопасности – основной рабочий документ для пользования, в котором отражены практически все вопросы ПБ и действия в случае возникновения пожара.
u Инструкция о мерах пожарной безопасности в пожароопасных помещениях учреждения.
u Инструкция дежурному администратору по пожарной безопасности.
u План эвакуации людей в случае пожара в учреждении.
u Инструкция к плану эвакуации людей в случае пожара.
u Памятка «Порядок действий при пожаре» (на каждом этаже и в каждом кабинете).
Главная цель по обеспечению ПБ в школе – сохранение жизни и здоровья учащихся и персонала за счет высокой степени противопожарного состояния учреждения, исключения предпосылок к возгоранию и возникновению пожара.
Регулярно проводятся занятия по основам пожарной безопасности, тренировки по эвакуации обучающихся и персонала.
За последние годы наметилась положительная динамика по улучшению материально-технического обеспечения антитеррористических и противопожарных мероприятий: установлены кнопка тревожной сигнализации, автоматическая пожарная сигнализация, система оповещения при пожаре, приобретены новые огнетушители.
4. Работа по профилактике дорожно-транспортного травматизма включает:
u разработку и реализацию планов проведения классных часов по предупреждению дорожно-транспортного травматизма;
u воспитание у детей культуры безопасного поведения на улицах и дорогах города;
u организацию взаимодействия педагогического коллектива с ГИБДД;
u привлечение родительской общественности к работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
u создание учебно-материальной базы по обучению правилам дорожного движения и безопасного поведения на улицах и дорогах города;
u разработку методических документов по соблюдению ПДД;
u учет и анализ всех дорожно-транспортных происшествий с участием учащихся и на их основе принятие соответствующих мер.